Игры с водой

Игра – самое естественное состояние ребенка, через нее он познает мир. Если у ребенка ограничены возможности, в том числе двигательные, родители часто бывают в растерянности. Они хотят играть с малышом, но не знают, как играть и во что. Мы познаем мир через органы чувств. Одно из них – осязание, тактильная чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и т.д.). Ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходимо играть с природными материалами. Самое важное из веществ, которое подарила нам природа, - это вода. Она – основа жизни. Вода лечит человека, снимает напряжение и усталость, может бодрить или успокаивать. Конечно, Ваш ребенок знает, что такое вода. Важно, чтобы малыш не боялся воды во время купания и мытья рук, чтобы родители создали благоприятный эмоциональный настрой, подобрали комфортную температуру. Используйте мочалки и губки разного цвета и разной жесткости, мягкие и более жесткие. Приговаривайте ласково: «Ай, с гуся вода, а с Андрюшки – худоба!», «Теплую водичку льем на нашу птичку!». Сопровождайте словами действия, которые Вы совершаете: «Мы намылим мочалку. Моем эту ручку, теперь эту. Польем на спинку водичку!».
Но, кроме использования для гигиены, вода – прекрасная возможность поиграть. Для этого понадобятся удобный тазик с теплой водой, леечка и несколько игрушек. Одни из них будут держаться на воде, другие тонуть. Это могут быть пластмассовые, деревянные и резиновые колечки, чашечки, формочки, рыбки, утки, лягушки и другие игрушки-животные. Перед игрой засучите ребенку рукава, наденьте фартук из клеенки. После игры переоденьте, если все-таки одежда намокла.
1. Погрузите руки ребенка в теплую воду, пошлепайте ладошками по поверхности.
2. Зачерпните воду чашечкой и выливайте ее. Если ребенку трудно, помогите ему. Поливайте из чашки игрушку или куклу-пупса. Переливайте воду из одной чашечки в другую.
3. Покажите, как заполняется водой бутылочка, как она булькает, как идут пузыри, как струей выливается вода. Можно набирать воду в грушу-спринцовку, струя будет выходить с силой и фыркать. Поливайте этой струей руки ребенка и игрушку – как будто это хобот слона.
4. Возьмите маленький мячик – он будет плавать, крутиться, шлепаться. Полюбуйтесь, какой он стал блестящий, яркий.
5. Набирайте воду в леечку и выливайте фонтанчиком, «рисуйте» по поверхности, полейте на руки ребенка. Пусть он польет из лейки на игрушку.
6. Покажите, что одни предметы и игрушки тонут в воде, другие плавают. Пусть ребенок достает их по одной из таза и складывает в другую ёмкость.
7. Устройте купание куклы-пупса. Покажите, как намыливаете маленькой губкой игрушку, как поливаете из лейки и вытираете полотенцем. Ребенок наверняка захочет участвовать в игре. После купания положите куклу «спать».
Не забывайте сопровождать игры ласковыми словами, вызывать у ребенка оживление и интерес!

 © 2015 Троицкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей