Игры с глиной

Глина – древнейший природный материал, который стал использовать человек. Все дети любят лепить: это интересно и приятно. Но, оказывается, это и полезно. Лепка предоставляет хорошие возможности для развития кисти руки, а значит, и для развития речи. Глина благотворно влияет на психоэмоциональное состояние человека, что важно для беспокойных, неусидчивых детей. Лепка из глины требует смелости от ребенка: ему нужно переступить через боязнь «грязных рук», поэтому общение с глиной полезно и для неуверенных в себе детей. Глина, по сравнению с пластилином, имеет более податливую, мягкую структуру. Она больше подходит для детей, у которых слабые, неразвитые пальцы. Чтобы поиграть с глиной, необходимо ее подготовить, хорошо размять. Хранить ее можно в целлофановом пакете, завязав узлом, - она может не сохнуть долгое время. Перед употреблением достаточно ее немного сбрызнуть водой и размять.
Итак, глина у Вас есть. Потребуется доска, на которой Вы будете лепить, и предметы для «оживления» игры. Наденьте на ребенка фартук, закатайте рукава.
1. Знакомство с глиной начните с того, что выложите комок глины на доску и помните его. Дайте ребенку потрогать глину, нажать на ком ладошкой, потыкать пальчиком. Покажите, что можно отщипывать, отрывать от глины маленькие кусочки, затем возвращать их, мять ком снова. Разорвите ком на 2 части, одну дайте ребенку. Он будет повторять то, что делаете Вы: мять, пришлепывать, нажимать с силой, тыкать пальцем, оставлять вмятины и так далее.
2. Научите ребенка катать кусочек глины меж ладоней прямыми движениями – получится «колбаска». Если не получается, возьмите руки ребенка в свои руки и катайте вместе. Полученные «колбаски» обыграйте: сложите на тарелочку, это будет сладкая соломка, угощение для мишки или другой игрушки.
3. Когда ребенок будет более уверенно прокатывать комочек между ладоней, можно показать, как замкнуть «колбаску» в кольцо. При этом пальцы собираются в щепоть и делают нажим. Колечки – это сушки и бараночки, которые тоже выкладываются на тарелочку и обыгрываются.
4. Самые трудные движения – круговые, прямыми ладошками. Отщипните небольшой кусок от комка глины, положите на ладошку ребенка, накройте своей рукой и покатайте. Если ладонь ребенка вялая, попросите сделать «сильную» ладошку, выпрямить ее. В результате круговых движений получается гладкий шарик, а это уже ягодка, орех, яблочко, колобок – все, что Вы захотите.
5. Шарик можно сдавить и получить лепешку или пряник. Работают уже три или два пальца каждой руки, то есть движения становятся более тонкими и разнообразными. Можно предложить «нажать на кнопочки» - тогда работает указательный палец или большой. Если лепешке придать овальную форму и заострить с двух сторон, получится пирожок. Не забывайте обыгрывать «угощение» для гостей, любимцев ребенка.
6. Сочетание форм, которые Вы освоили, дает возможность разнообразить игру. На шарик надели сверху плоскую шляпку – вот и грибок. А вот и несколько грибков выросло на полянке. Выложили шарики в ряд – это бусы. В шарик воткнули спички и оттянули носик – это ежик. У шарика оттянули хвостик и клюв – получилась уточка.

После лепки вымойте руки, уберите глину в пакет. Высохшие и затвердевшие поделки из глины можно сохранить и покрасить гуашью – это очень понравится Вашему малышу.

 © 2015 Троицкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей